Предновогоднее

29 декабря я отнесла заявления о постановке на охрану обоих домов в Москомнаследие. Через месяц скажут результаты экспертизы. Надеюсь, в новом году дома не пострадают.

День третий. Пока ничего не принес

Если бы В.Ф. Одоевский упомянул в своей автобиографии точное место рождения - вот бы мы восторжествовали. Если бы в книгах Сергиева прихода была запись о его крещении там - это тоже было бы косвенным доказательством места рождения, но Вс.Я. Сахаров, занимавшийся этим вопросом, записи такой не нашел.

В 1804 году (неизвестно, когда именно) Одоевские купили дом в Козловском переулке,  а родился В.Ф. Одоевский 30 июня, стало быть, теоретически мог родиться и на Петровке, и в Козловском.

Искать "паспортные данные" дома Одоевских в центральном архиве научно-технической докаментации Москвы, центральном историческом архиве Москвы или Мосгеотресте - увы, за день никак не управиться.

В сообществе ru1812, куда я обратилась с просьбой помочь мне найти информацию (все-таки в доме останавливался наполеоновский маршал), мне пока не ответили.

Но будем искать:)

День второй. Уточнение информации

Мы с Тошей сегодня сфотографировали оба объекта - на Волхонке и Петровке.

По поводу дома на Волхонке "Из истории московских переулков" С.К. Романюка и статьи Рустама Рахматуллина в 5-м номере "Московского наследия" за этот год выяснилось, что в XVII веке квартал на углу Волхонки и Ленивки занимала усадьба П.Ф. Дорошенко. В 1740-70-х усадьбой владел В.В. Нарышкин, после смерти которого его вдова в 1779 г. пригласила архитектора  Е.С. Назарова для строительства нового дома вместо прежнего. Именно с него Грибоедов писал дом Фамусова. Этот дом уступил место следующему почти век спустя - в 1878 году его построил архитектор Е.С. Назаров по заказу полковника Воейкова.

В.А. Тропинин объективно в нем бывать не мог, т.к. умер в 1857 году. Лишь за год до смерти он купил собственный дом, до этого времени жил в той-самой-усадьбе. С 1827 по 1832 - во флигеле на Волхонке, 11 (там написал портрет Пушкина "с перстнем", флигель теперь - объект регионального значения),

Волхонка, 11


после чего он переехал в другой флигель, на Ленивке, 3 (пристроен вдовой Нарышкина). Предположительно переезд связан с тем, что Тропинин воссоединился с семьей, наконец освобожденной из крепостных (самого художника освободили раньше). В верхнем этаже флигеля Тропинин написал "Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль" и многие портреты московской знати. Окно в третьем этаже и правда отличается экстраординарным размером. Есть еще легенда, что в том же флигеле у другого окна он писал строящийся ХХС, но вроде как ракурс не очень совпадает.

Ленивка, 3


Таким образом, имеем дом Воейкова 1878 года постройки и флигель с квартирой и мастерской Тропинина 1779 года.

С домом Одоевских (Петровка, 26/5) все гораздо сложнее. Упоминание М.А. Турьян о том, что именно в этом доме родился Владимир Федорович, похоже, основано лишь на городской легенде о крещении его в "церкви Сергия на Трубе".

Петровка 26/5


Выяснилось, что в 1812 году в доме останавливался начальник наполеоновского штаба маршал Бертье и что дом не горел в Отечественную войну 1812 г. В 1933 году дом был надстроен двумя этажами по проекту Моргулиса. Сейчас в нем на первом этаже Московская ассоциация жертв незаконных репрессий, остальные этажи жилые. Рядом с домом бывшая лодочная станция, на месте усадебного пруда давным-давно находится каток "Динамо".

Лодочная станция


Вот рассказ об усадьбе с чудесными фотографиями. Все это по новому Генплану попадает в зону реорганизации, которая уже началась, свидетельство тому - обрушение соседнего здания (похоже, XVI века), в результате которого погиб 18-летний рабочий.

Кто построил дом Одоевских и что именно в нем составляет "предмет охраны", пока непонятно.

День первый. Сбор информации

И вот я защищаю два дома - дом Войековых на углу Волхонки и Ленивки (Волхонка 9/1) и дом князей Одоевских (Петровка 26/5). А Тоша и Леша мне помогают. 

По каждому дому надо подать в Москомнаследия заявление "об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ", в котором подробно описать, когда и кем он построен, какую ценность представляет, что ему грозит, и приложить к нему карту-схему (распечатку карты google с отмеченным на ней заявляемым объектом и не менее 5 фотографий). Расскажу, что уже знаю.

До полковника Войекова домом на Волхонке владел А.Ф. Грибоедов, дядя драматурга, которого считают прототипом Фамусова в "Горе от ума". То есть его дом и есть настоящий дом Фамусова. Позже, перед постановкой пьесы, дом осматривала труппа Московского художественного театра.  

Во флигеле дома (Волхонка, 11) в 1825 году поселился В.А. Тропинин. Здесь он создал знаменитый "домашний" портрет Пушкина. Логично именно здесь разместить музей Тропинина и художников его круга - сейчас он расположен в особняке в Щетининском переулке, который уже длительное время находится на реконструкции. А в его фондах хранится множество работ, в том числе "Автопортрет" и "Кружевница". Директор музея Ирина Егорова неоднократно обращалась к городским властям с проектом музейного квартала на Волхонке, которая издревле считалась "улицей искусств". В нем планировалось разместить не только музей, но и целый комплекс мастерских – гончарную, книжного дела, мини-типографию и т.д. Однако флигель частично оставался жилым, и суд оказался на стороне собственника, который уже успел сделать перепланировку. 

Теперь же правительство Москвы решило разместить в усадьбе вместо музея Тропинина коллекцию Ильи Глазунова – картины отечественных и западных художников, иконы, предметы интерьера. По проекту Глазунова, строение 5 будет перестроено в «Дом-музей «Московская усадьба», то есть планировка усадьбы будет нарушена.  

Сейчас я жду от прекрасной Юли Мезенцевой, главного редактора "Москвы, которой нет" и члена Архнадзора, подборку материалов о доме, а тем временем я договорилась с Ириной Егоровой о том, что она выступит созаявителем в постановке дома Войековых на охрану.

О доме князей Одоевских известно гораздо меньше. По легенде, именно в нем 30 июня 1804 года родился писатель Владимир Федорович Одоевский. Известно также, что некоторое время назад в нем было частичное обрушение. 

Опять же, Юля Мезенцева обещала прислать, что есть.